План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН) во время транспортировки и хранения нефти и нефтепродуктов на море.

При транспортировки и хранении нефти и ее продуктах на море могут происходит аварийные нефтяные разливы.

Большая части всей нефти, которая добывается в шлейфе мирового океана, транспортируется посредством танкеров. ЧС, возникающие в результате повреждений танкеров и приводящие к аварийным нефтяным разливом могут повлечь за собой тяжело поправимые экологические последствия и привести к значительным материальным убыткам.

Нефтяные разливы в результате аварийных ситуаций возникают зачастую по следующим причинам: негативные метеорологические условия, плохое состояние танкера, ошибки обслуживающего персонала и т.д.

Существует классификация Международной федерации владельцев танкеров, в соответствии с которой разливы нефти делятся на 3 категории в зависимости от объемов вылившейся нефти и нефтепродукта:

  • малые — менее 7 т;
  • средние — от 7 до 700 т;
  • большие — более 700 т.

Статистику данных по причинам разлива нефти и нефтепродуктов за 1974-2005г  см. Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3.

Рисунок 1. Статистика причин разлива нефти и нефтепродуктов объёмом не более 7 тонн.

Рисунок 2. Статистика причин разлива нефти и нефтепродуктов объёмом  от 7 до 700 тонн.

Рисунок 3.  Статистика причин разлива нефти и нефтепродуктов объёмом  более 700 тонн.

В результате анализа предложенной статистики, можно сделать вывод, что большее количество инцидентов загрязнения морской поверхности нефтью и ее продуктами приходится на небольшие разливы (<7 т), а число больших разливов нефти и нефтепродуктов заметно меньше.

Вычисление частоты и объемов разливов нефти в результате ЧС танкеров на море базируется на статистике ИМО, согласно которой для морей с интенсивным судоходством частота аварий составляет (на 106 миль):

  • посадка на мель — 5,4;
  • столкновение — 1,9;
  • повреждение конструкции — 0,48,;
  • пожар, взрыв – 0,063.

Ряд факторов, таких как частота судоходства, конструкционные особенности танкера перевозчика и навигационные условия, оказывают влияние на вероятность возникновения разливов и их объем.  При посадке танкера на мель с пробитием дна вероятность разлива 5% груза из поврежденных танков равна 0,5, а вероятность разлива 95% груза – 0,002; при столкновении –  95% груза в зависимости от расположения пробитой части относительно от ватерлинии.

Вероятностная частота ЧС на танкере равна 0,4 на 1000 рейсов в открытом море и 0,25 в потенциально аварийных местах. С учетом частоты аварий с посадкой на мель и столкновением, объём разлива нефтяных масс составит 1/48 от объёма всей перевозимой нефти в рейсе.

При переносе нефти и нефтепродуктов с танкера-хранилища на челночный танкер вероятностная частота её разлива составляет 1,2 ∙10−3 год−1

Нефтяные разливы на танкерах зачастую случаются и в портах и  подразделяются на:

  • эксплуатационные.
  • бункерные .
  • смешанные.

Величина бункерных разливов составляет порядка 730 л, эксплуатационных — 2550 л, а смешанных — 20 000 л.

Средние объемы нефтяных разливов разнятся в зависимости от приемистости нефтяного терминала.

Математическое моделирование используется для предсказания поведения нефти и ее продуктов в водных условиях. Путем применения программы «Информационная система прогнозирования разливов нефти» были смоделированы процессы, которые происходили в разливе нефти на поверхности водоема, в частности: распределение, испарение, дисперсификация, эмульгирование, изменение показателя вязкости, сгорание, взаимодействие нефтяных масс с внешней средой и возможностями нейтрализации разливов нефти.
В качестве начальных данных для воспроизведения процесса должны быть использованы:

  • Расположение источника
  • Размер разлива
  • Характеристики нефти
  • Скорость и направленность ветра
  • Скорость и направленность течения воды
  • Температуры воздуха и воды
  • Плотность воды
  • Характеристики берегов

Моделированное воспроизведение процесса производится с высокой точностью и учетом процессов, происходящих непосредственно в самом нефтяном разливе, а также в результате его внешних взаимодействий.
Таблица 1. Годовая повторяемость скорости ветра

Скорость ветра, м/с Повторяе-мость 2005г, % Повторяе-мость 2006г, % Повторяе-мость 2007г, % Повторяе-мость 2008г, % Повторяе-мость 2009г, % Повторяе-мость 2010г, % Повторяе-мость 2011г, % Повторяе-мость 2012г, % Повторяе-мость 2013г, % Повторяе-мость 2014г, %
0,5-1,7 1 1 0,5 1 1 1 1 1,5 1,2 1
1,7-3,3 7 9 6,5 6 7 7 6,5 8 8 6
3,3-5,2 14 16 13 13,5 14 16 15 14,5 15,7 13,3
5,2-7,4 17 20 17,5 17 19 19 18 17,5 18,7 18,5
7,4-9,8 19 19 18,5 17,5 19,5 17 18 18,5 18,5 19,5
9,8-12,4 18 17 18,5 19 18,5 17 18,8 17,7 18 19
12,4-15,2 13,5 12 15 16 14 14 14,8 13 13 14
15,2-18,2 8 5 7 6,5 5 6,7 6 6 5 6
18,2-21,5 2 1 3 3 1,5 2 1,6 2,5 1,5 2,5
21,5-25,1 0,5 0 0,5 0,5 0,5 0,3 0,3 0,8 0,4 0,2

 

Таблица 2. Повторяемость направления ветра.

Год Направление ветра, румб (град)
С (180) СВ

(225)

В

(270)

ЮВ

(315)

Ю

(0)

ЮЗ

(45)

З

(90)

СЗ

(135)

Повторяемость 2005, % 11,1 8,1 10,3 11,1 19,0 12,6 20,9 6,9
Повторяемость 2006, % 7,9 7,6 9,0 11,1 14,2 20,2 17,1 12,9
Повторяемость 2007, % 10,7 7,5 10,4 9,9 11,6 11,1 25,6 13,2
Повторяемость 2008, % 10,7 9,1 9,9 8,3 12,9 12,6 25,2 11,4
Повторяемость 2009, % 10,2 10,0 11,4 12,4 14,5 8,9 21,5 11,1
Повторяемость 2010, % 11,0 7,8 12,4 16,8 14,3 7,8 18,9 10,9
Повторяемость 2011, % 7,9 9,5 8,4 12,9 11,0 9,7 25,1 15,4
Повторяемость 2012, % 10,9 5,8 10,1 7,7 15,5 9,1 25,9 15,1
Повторяемость 2013, % 13,7 8,7 14,9 9,7 18,7 7,0 16,1 11,2
Повторяемость 2014, % 9,3 6,4 9,3 18,4 18,8 9,0 19,0 9,9

В ходе подготовки ПЛАРН во время транспортировки и хранении нефти и нефтепродуктов на море, рассчитываются теоретические размеры (объемы, площади) разлива и определяются границы ЧС с учетом временных промежутков от начала возникновения аварии.

Итогом плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов во время транспортировки и хранении нефти и нефтепродуктов на море является определение: теоретических размеров (площади, объемов) разлива нефтяных масс, установления границ ЧС и градация в зависимости от времени (см. пример на Рисунке 1), вероятности загрязнения береговой полосы (см. пример на Рисунок 2).

После определения масштабов ЧС, подготавливается план с учетом временных и силовых характеристик для локализации и ликвидации аварии и составляется Календарный план (порядок действий в случае ЧС).

Рисунок. 1. Границы зон ЧС(Н) на 72 часа после разлива нефти и нефтепродуктов во время транспортировки.

 

Рисунок 2. Картированная вероятности загрязнения береговой полосы через 72 часа после разлива нефти и нефтепродуктов во время транспортировки.

Возникновение нефтяных разливов при во время транспортировки и хранения нефти подразумевает готовность к ликвидации ЧС аварийных разливов нефтяных продуктов. Для этого наша компания ПРОМЭКОПРОЕКТ выполняет весь спектр работ, связанных с разливами нефти, и нефтепродуктов.

Работа выполняется в несколько этапов:

  1. Подготовка ПЛАРН и Календарного плана мероприятий при риски или возникновении ЧС на объекте.
  2. Расчет силовых средств для локализации и ликвидации нефтяных разливов на объекте, устранения возгорания на акватории.
  3. Подготовка материалов для проведения оценки воздействия на окружающую среду в составе Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти
  4. Согласование и редактура плана с клиентом
  5. Организация обсуждения материалов плана в ОВОС соответствующих административных районов ответственности происхождения разлива. Информирование представителей общественности, работа с замечаниями.
  6. Представление и согласование ПЛАРН в государственных органах в соответствии с указаниями законодательства Российской Федерации
  7. Подготовка заявления и отправка документов в (Росприроднадзор на государственную экологическую экспертизу.
  8. Сопровождение прохождения государственной экологической экспертизы: участие в заседаниях комиссии при рассмотрении документации, работа с замечаниями и вопросами.
  9. Предоставление клиенту в электронном виде выполненной работы, включая текстовые документы и рисунки (в т.ч. картографические) в форматах редактирования.

Мы рады ответить на все интересующие Вас вопросы, касающиеся промышленной и экологической безопасности по т. (831) 423-82-19, либо по электронной почте: pro4238219@yandex.ru.

Ваш файл технического задания из облака (Яндекс или Маил) и другие.

×

×

×

×
Яндекс.Метрика